Морозы, снегопады, гололедица затрудняют движение и оказание медпомощи, превращают санитарную транспортировку в сложную задачу. Теряется скорость, усложняется обеспечение безопасности и комфорта. Неучтенные факторы обходятся дорого.
Поэтому особая подготовка к зимним перевозкам — это не просто исполнение технического регламента, а целая система решений, учитывающая здоровье транспортируемого, работу оборудования и возможности автотехники.
Актуальность темы
Январь, февраль, декабрь, а отчасти ноябрь и март — это не только гололед и заснеженная трасса, на которой легко застрять с критическим больным. Холод влияет на темп передвижения, самочувствие больного, исправность медтехники, готовность персонала. Имеют значение даже такие мелкие детали, как температура металлических носилок или наличие льда на пандусе у приемного отделения.
Ухудшается состояние здоровья — и это не только ОРЗ и ОРВИ. В сильные морозы часто дают о себе знать сердечно-сосудистые и другие хронические заболевания. И затянувшаяся доставка в клинику может привести к ухудшению самочувствия в пути, переохлаждению. А движение в снегопад нередко затягивается, и медбригаде приходится обеспечивать полноценное медсопровождение, лечить «на ходу».
Дает сбои и техника:
аккумуляторы дефибрилляторов быстрее разряжаются;
растворы для капельниц способны замерзать или терять свойства;
кислородные баллоны нуждаются в правильном хранении и обогреве;
автомобиль должен быть подготовлен к повышенным нагрузкам и любым ЧП — от пробки до ночевки в снежном заторе.
Нельзя полагаться на хорошую погоду перед выездом или вчерашний прогноз синоптиков, рассчитывать на функционирование в «штатном режиме». Нужно заранее продумывать каждый этап: от выбора маршрута и резерва топлива до утепления носилок и проверки работы аппаратов.
Храпков Илья Александрович Врач выездной бригады СП
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ!
Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы!
В холодное время года организм работает с перегрузкой. Замерзание вызывает спазм сосудов и повышает артериальное давление, что увеличивает опасность инсультов и инфарктов. По статистике, в морозные дни количество обращений с сердечно-сосудистыми событиями возрастает.
Для людей с хроническими болезнями органов дыхания также характерно ухудшение самочувствия: ледяной воздух провоцирует бронхоспазмы, кашель, затруднение дыхания. Перевозка становится двойным испытанием: сама причина вызова (острое заболевание или травма) накладывается на влияние внешней среды.
Даже относительно «легкие» синдромы могут осложниться. Например, пожилой человек с переломом сталкивается с повышенной вероятностью переохлаждения, если поездка займет больше времени. Морозным воздухом тяжелее дышать, а потому при пневмонии или вирусной инфекции в момент выхода из помещения есть опасность резкого ухудшения.
Особое внимание требуется к детям и людям с ограниченными возможностями. Их механизмы терморегуляции слабее, и они быстрее теряют тепло. Для них критична не только сама температура воздуха, но и сквозняки в салоне автомобиля, задержки при погрузке и выгрузке, а также холодные поверхности носилок или кресел.
Таким образом, сезонные риски — это не только аварийность на трассах, но и физиологические угрозы для пациентов. От медслужбы требуется готовность защитить человека от холода так же тщательно, как и от болезни.
Техника и терморегуляция
Забота о медклиенте не ограничивается только теплым одеялом или отоплением в салоне. Страдает и медтехника, без которой невозможно оказать помощь в пути.
Большинство приборов рассчитаны на +10–35 градусов. Когда отметка термометра опускается ниже нуля, они часто не включаются, разряжаются. Это значит, что при длительной транспортировке без обогрева салона и подзарядки аккумуляторов техника может оказаться недоступной именно в критический момент.
Не менее уязвимы и расходные материалы. Физиологический раствор или глюкоза, которые используются для инфузий, при отрицательной температуре густеют или вовсе замерзают. Это делает их непригодными для применения и обязывает команду парамедиков использовать специальные утепленные сумки для медикаментов.
Даже устойчивое к перепадам оборудование и оснащение требует особого обращения. Так, в кислородных баллонах на холоде изменяется давление внутри, и ошибки в эксплуатации небезопасны.
Во внимании и защите нуждаются и инструменты, которые обеспечивают лечение. Поэтому автомашины снабжаются дополнительными источниками обогрева, утепленными контейнерами для медикаментов и оборудованием, устойчивым к низким температурам.
Приходится думать и о простых, но значимых вещах, например, заранее подогреть носилки или кресло-каталку, чтобы пациент не терял тепло при контакте с холодной поверхностью. Таким образом, перед парамедиками стоит двойная задача: поддерживать комфортный микроклимат для человека и работоспособности аппаратуры.
Нужна консультация?
Оставьте свой номер, мы перезвоним Вам через 5 минут и ответим на все вопросы!
Спорышев Евгений Геннадьевич Специалист выездной бригады СП
Логистика и маршруты
В снегопады дорога до больницы никогда не является гарантированно прямой и быстрой. Даже в крупных городах погодные условия и аварии нередко перекрывают движение. В небольших населенных пунктах ситуация еще сложнее: транспортные артерии вовремя не чистятся, и проехать по ним в привычном темпе невозможно. Поэтому грамотное планирование вариантов проезда становится не менее значимым, чем сама медпомощь.
Использование навигационных устройств позволяет учитывать не только расстояние, но и актуальное состояние трассы. Однако этого бывает недостаточно: нужно иметь заранее продуманные альтернативные маршруты. Например, если основной путь перекрыт из-за аварии, нужно оперативно перестроиться и выбрать другой, пусть и более длинный, но проходимый.
Дополнительный фактор — пробки. В городах снег и гололед неизбежно увеличивают количество ДТП, и машины сталкиваются с задержками даже при включенных спецсигналах. Здесь особенно важно учитывать, что для некоторых пострадавших каждая минута критически важна.
Именно поэтому логистика строится с запасом времени и топлива: предполагается, что передвижение займет больше времени и других ресурсов, чем обычно. Есть и менее очевидные детали. Например, подъезды к больницам или приемным покоям ночью и ранним утром бывают заблокированы сугробами или наледью.
Для человека на носилках каждые лишние метры пути по скользкому асфальту увеличивают вероятность падения и травмы. Поэтому в организациях здравоохранения обязаны повышенное внимание уделять подъездным путям и пандусам.
Эффективное решение задачи обеспечивает сочетание гибкости и готовности к неожиданностям. Эффективность обеспечивает умение адаптироваться к меняющейся обстановке, не теряя главного — времени, от которого зависит здоровье и жизнь транспортируемых.
Топливо и энергоснабжение
В холодное время года автомашина скорой помощи потребляет гораздо больше ресурсов, чем летом. Обогрев салона, замедленное движение по снежной каше, постоянное включенное освещение из-за короткого светового дня + фары, проблесковые маяки — все это увеличивает расход.
Добавим сюда пробки: двигатель работает дольше, а километраж при этом растет незначительно. Поэтому запас топлива обязателен, так как в случае снежного затора или вынужденного ожидания автомобиль должен иметь возможность стоять с включенным мотором и отоплением часами.
Кроме того, в энергоснабжении нуждается и медаппаратура. Дефибрилляторы, мониторы, насосы, ингаляторы — все это питается от аккумуляторов или встроенной электросети машины. Поэтому в каждом транспортном средстве нужны дополнительные комплекты систем питания и адаптеры для зарядки.
Без продуманного энергоснабжения бригада может оказаться в ситуации, когда медтехника работает неполноценно, а транспорт не готов к дальнейшему движению.
Запас топлива и контроль над энергопотреблением — это не только логистика, но и элемент медицинской безопасности. От них напрямую зависит возможность поддерживать жизнь в пути.
Скидка 10% Запишитесь онлайн прямо сейчас!
Позвоните по телефонам или оставьте заявку на обратный звонок
Выполнение обязанностей в экстренных условиях требует специальных навыков. Водитель неотложки должен быть обучен управлению на скользкой трассе, уметь вести автомобиль по снегу и льду, учитывать длинный тормозной путь, выбирать правильную скорость. В экстренной ситуации именно от него зависит, доберется ли реанимобиль вовремя и в целости.
Из-за вероятности непрогнозируемых задержек врач или фельдшер должны быть готовы оказать медпомощь прямо в машине, если до больницы не удается доехать быстро. От персонала требуется умение стабилизировать состояние, вести длительное наблюдение, организовать лечение в тесном и нестабильном пространстве.
Есть и менее очевидная нагрузка: психологическая. Длительные ночные дежурства, постоянное напряжение из-за сложных дорог, необходимости принимать решения в условиях неопределенности — все это требует стрессоустойчивости.
Кроме того, когда люди работают на пределе, особенно ценна слаженность. Она обеспечивается знаниями, навыками, отработкой на практике и психологическими тренингами. Все это отличает «зимнюю скорую» от привычной повседневной медицины: здесь успех зависит не только от диагноза и лечения, но и от способности преодолеть внешние обстоятельства.
Практические примеры
Чтобы лучше понять значимость малых деталей, вроде зимней резины и спецпокрытия на поручнях, стоит обратиться к практике. Случаев, когда тщательная подготовка оказывалась решающей, много.
Например, бригада «Скорая-К+» застряла в снежной пробке на трассе. Команда поддерживала пациента несколько часов. Успех обеспечил достаточный запас ГСМ, энергии и теплые одеяла. Если бы медики не готовились как следует, исход мог быть трагичным.
Другой случай, когда при -37 градусов инфузионные растворы начали замерзать еще в пути, и пришлось использовать запас, хранившийся в утепленной сумке. Без этого элементарного решения человек не получил бы необходимую терапию вовремя.
Есть и обратные примеры. Иногда после благополучной перевозки медики сталкиваются с проблемой у дверей больницы. У коллег был случай, когда скользкий пандус привел к падению носилок, и больной получил дополнительную травму. Это стало поводом для пересмотра требований к обработке входных зон и пандусов в медучреждениях.
Заключение
Зима превращает обычную медтранспортировку в системное испытание, где важно учитывать сразу несколько факторов: человеческую физиологию, потребности оборудования, погоду, состояние дорог и подъездов. А также готовность персонала действовать в экстремальных ситуациях. Пренебрежение даже одной из этих составляющих способно превратить экстренную помощь в рискованное предприятие.
Понимание этих взаимосвязей позволяет медицинским службам заранее планировать все этапы и элементы. Использование комплексного подхода делает возможным безопасное и эффективное оказание помощи, даже когда сама природа создает препятствия.
В итоге, скорая помощь в зимнюю пору — это не просто оснащенная автомашина и врачи, а слаженная система решений, где каждая мера — это шаг к спасенной жизни. Особая погода предъявляет повышенные требования, но правильная подготовка позволяет превратить угрозы в процесс управления рисками.
Литература:
Браун, Д. Дж. А., Бруггер, Х., Бойд, Дж., Паал, П. Случайная гипотермия. Медицинский журнал Новой Англии. 2012. 367 (20), 1930–1938.
Исон, К. В. Транспортировка критически больных пациентов во время зимних чрезвычайных ситуаций. Догоспитальная и стихийная медицина, 2019. 34 (4), 435–441.
Strapazzon, G., Procter, E., Paal, P. Проблемы при транспортировке пациентов в холодной среде. Скандинавский журнал травмы, реанимации и неотложной медицины. 2017. 25 (1), 99.
Проводим инфузионную коррекцию на выезде при различных заболеваниях. Применяем в работе лекарства с высоким профилем безопасности и доказанной эффективностью.
Осуществляем реанимационные мероприятия дома у больного, а также по дороге в стационар. Знаем, что необходимо сделать, чтобы избежать тяжелых осложнений болезни.
Отправляемся к пациентам, находящимся в удаленных регионах, на санитарном самолете. Действуем очень быстро, что помогает спасать жизни тяжелых больных.
В клинике работают опытные патронажные сестры, имеющие медицинское образование. Они организуют качественный уход за больными всех возрастов с любыми диагнозами.
Мы делаем все необходимое для того, чтобы сохранить ваше здоровье. Обращаясь в клинику частной скорой помощи «Скорая-К+», вы принимаете верное решение. Мы гарантируем: